МБДОУ № 11 "Берёзка" со статусом "казачье"

Познавательное занятие в подготовительной группе на тему: «Историческое прошлое Донского края, история заселения, жизнь, быт казаков»

Автор: музыкальный руководитель - Дьяконова Наталья Ивановна Цели и задачи: Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому. Вызывать желание у детей знакомиться с жизнью донских казаков, воспитывать уважение к старшему поколению. Прививать любовь к казачьим играм, песням, танцам. Материалы: Макет казачьей хаты, подворья. Альбомы с открытками, иллюстрации с изображением жилья на Дону, карта Ростовской области, колесо. Записи казачьей музыки, песен. Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций «Жизнь первых переселенцев на Дону», альбома с открытками, знакомство детей с особенностями повседневной жизни и труда казаков. Прослушивание казачьих песен, разучивание казачьих игр, танцев. Ход занятия: Звучит казачья народная песня. Под музыку дети подходят к кубанскому уголку, рассматривают макеты крепости, хаты, подворья, иллюстрации. Педагог предлагает сесть. Муз рук. Ребята, в начале нашего путешествия вы слышали звуки музыки, звучала красивая песня. А вы знаете, чья это песня, кто её сложил? Дети: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки. Муз рук. А кто еще поет казачьи песни?  Дети: Народ. Муз. рук. Правильно, дети. Посмотрите, у меня в руках колесо - колесо истории народа. Если я его поверну вправо - время пойдет вперед, а если влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на некоторое время в далекое прошлое Донской земли, 200 лет назад. Давайте вспомним, что означает слово «казак». Дети: «Казак» - означает «вольный человек». Так называли свободных людей, которые прибыли на донскую землю охранять границы от неприятелей, и были на службе у царицы Екатерины II. Муз. рук. Самые первые казаки это были люди беглые, порвавшие со своей средой и поселившиеся на окраинных землях. Позже они поступили на официальную военную службу государства Российского, чтобы охранять его границы. Князь Потемкин щедро отблагодарил казаков за верную службу и назначил для поселения земли, что узаконила высочайшая Жалованная грамота Императрицы Екатерины II. Как вы думаете, за что и для чего царица подарила казакам землю? Дети: за верную службу и для охраны границ. Муз. рук. Кто возглавил казачье войско? Дети: Атаман. Звучит казачья песня про Атамана. ( В записи). Муз рук. Атаман сказал казакам? «Здесь границу держать, Защищать от врагов. И пшеницу сажать, И растить казаков». Я вам прочитала стихотворение Ивана Вараввы для того, чтобы вы поняли, что казаки поселились на этих землях прочно и уже не уходили. Они начали строить хаты, торговые лавки, ремесленные мастерские. Из какого материала строили хаты? Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы. Муз рук. Чем покрывали крышу? Дети: Крышу покрывали соломой или камышом. Муз. рук. Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво (показ иллюстраций). Так и стали казаки жить на донской земле. А чем занимались казаки в свободное от военной службы время? Дети: Они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот. Воспитатель: Какое занятие для казаков было самым главным? Дети: Они охраняли Россию от врагов. Муз рук. Казаки были людьми крепкими. Сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Перетяжка» (проводится физкультминутка). Игра: Играющие делятся на две группы. Вожак одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется за эту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают. Муз рук. У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.

Дети:

А теперь продолжим. Посмотрите на картинку. Как строили дома казаки? Казаки строили дома все вмести, помогали друг другу.  Муз рук. Казаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе строили дома, затем устраивали общий праздник. Все, кто участвовал в строительстве, вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и танцевали. Звучит веселая казачья песня (в записи) Как огораживались хаты казаков? Что мы видим на макете? Дети: Хаты казаков огораживались плетнем.  Его делали из камыша или из прутьев. Муз рук. Что находилось в каждом дворе? Дети: В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворьем. Муз. рук. Казаки очень много строили. Хаты свои казаки называли курени. Со временем этим, словом стали называться целые поселения. А потом курени превратились в станицы. Многие станицы до сих пор сохранили свои названия. Наша станица носит название? Дети. Николаевская. Муз рук. И в нашей станице живут дружные, сильные, смелые и весёлые казаки, которые хорошо умеют трудиться, отдыхать и веселиться. Казачки приглашайте наших казачек на веселый казачий перепляс. Танец « Кадриль». Ребята, сегодня вы отлично потрудились, рассказали и узнали много интересного. Интересное получилось у нас путешествие в прошлое. Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. А когда вернемся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом и еще больше стремились познать историю своего народа.  
7 апреля 2013 в 18:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.