МБДОУ № 11 "Берёзка" со статусом "казачье"
Ознакомление с окружающим миром с элементами аппликации в старшей группе на тему: «Казачий курень»Автор: воспитатель Ермакова Татьяна НиколаевнаПрограммное содержание. 1. Познакомить детей со старинными казачьими домами Донского края. 2. Дать представление о том, что архитектура Ростовской области связана с историей возникновения казачества на Дону. 3. Рассказать о традициях бережного отношения казаков к своему жилищу ( заботливый хозяин делает всё, чтобы дом был красивым как с наружи, так и внутри). 4. Активизировать словарь - курень, горница, чугунок. 5. Побуждать детей передавать в аппликации особенности узора русского платка. 6. Активизировать познавательный интерес к творчеству своего народа. 7. Воспитывать творческие способности, фантазию, эстетический вкус детей. Материал: фото, обстановка горницы, заготовки для аппликации, костюм казачий. Ход занятия: Сколько весёлых и радостных лиц Глаза закрываем и представляем Что было вчера, мы забываем, Думаем только о том, что сейчас Хороший, красивый каждый из вас, Вы самое лучшее, что есть на свете Глаза открываем. Здравствуйте, детушки! II Познавательная часть: Воспитатель: Ядонская казачка - Аксинья - А знаете ли вы, что означает слово – потомственная. А приехала я к вам, детушки, из казачьей станицы - Николаевской. Да и приехала я к вам не одна с собой взяла клубочек. Он для меня очень дорог, потому что достался в наследство от моей бабушки. Клубочек - то этот, да не простой, а волшебный. Он покажет нам много интересного. - Давайте посмотрим, куда он нас приведет! (бросаю клубочек в сторону горницы, а потом кладу его рядом с прялкой. 1 - Детушки - касатушки, посмотрите, куда же нас приведёт клубочек. - Дети. В избу Воспитатель: С давних времён для жилья, казаки строили курени. ( Показ фото) Посмотрите, как выглядят жилища казаков. В наше время можно встретить такие дома, и в вашем городе - Константиновске. - Войдем и посмотрим, как хозяева обустроили свой дом. - Милости прошу в мою горницу. Проходите не стесняйтесь, поудобней располагайтесь. Дорогим гостям всегда рада и для каждого ласковое слово найдется: Наши деточки в дому, Что оладушки в меду, Сладки яблочки в саду. Я хозяюшка горницы и расскажу что такое горница? ( самая большая, просторная комната, в которой собиралась большая казачья семья), а в твоём доме есть комната, где собирается вся семья? Чем вы там занимаетесь? А в моей горнице я предлагаю вам сыграть со мной в игру «загадушка». Для выполнения этого задания вам понадобиться смекалка и внимание. Только, чур, хором не кричать! Руку поднимать и спокойно с места отвечать. И обращайте внимание на вещи, расположенные в моей горнице и отгадку быстрее найдите. 1. Стоит изба из кирпича, То холодна, то горяча, Воспитатель: Верно, это русская печь. А для чего нужна печь? Верно, ребятушки. Печь моя и греет, и лечит, и жарит, и парит, и варит. А какие щи да кашу можно сварить в русской печи. А в чем я варю щи да кашу, узнаете, если загадку отгадаете. Он тяжелый, спору нет. Но зато в хозяйстве нужен Дети: чугунок. Воспитатель: Правильно чугунок. Он крепкий, отлит из чугуна. Его смело можно в печь ставить. Я в нем и кашу варю, и картошку. А ваши мамы, в чем готовят? Дети: в кастрюле. Воспитатель: А для меня удобней готовить в чугунке. - Покушаем картошечки, да запиваем свежим вкусным молочком. А молочко то мои предки хранили в махотке. Ох, и вкусное было молоко. - Скажите, детушки, как называется посуда для хранения молока? Дети: махотка. Следующая загадушка: Стоит на столике толстячок, Подбоченивши бочок Шипит и кипит, всем пить чай велит. Дети: Самовар. Воспитатель: А какой чай вы завариваете сейчас? Дети:... Воспитатель: А наши казаки хранят в куренях ароматную траву донских степей. Из неё - то и заваривают чай. Тары - бары, растабары Выпьем чай из самовару. Релаксация: - Представьте, что я завариваю ароматный чай. - Давайте почувствуем его аромат. Вдыхаем, дышим глубоко, ровно и легко. - Разливаем чай в чашки. - Чай, какой? (горячий). Подуем его. - Выпили чай. Что нужно сказать? - Дети: Спасибо. Воспитатель: Вот, мы с вами получи заряд бодрости. - А в наше время из таких трав можно сделать вот такие подушечки. Они будут насыщать воздух приятным ароматом. - В каждой горнице есть сундук, где казаки хранили праздничные нарядные вещи. А вот и мой сундучок. (Подхожу дергаю, а он не открывается) Чтобы попасть в сундучок, нужно русские народные пословицы и поговорки вспомнить. ( по ходу достаю ключики и пытаюсь открыть) (5 ключей) Дети: -При солнышке - тепло, при матушке - добро. - Терпение и труд всё перетрут. - Без туда не вытащить рыбку из пруда. ( последний ключик, крышка сундучка открылась). Воспитатель: Какая красота! А ну - ка, угадывайте, что там лежит? - Это предмет одежды - кусок ткани квадратной формы. Он бывает шелковый, пуховый, шерстяной. Женщины повязывают его на голову, а мужчины носят в кармане. - Что же это? Дети: Платок Воспитатель: Да это русский платок. Какие хорошие слова вы можете сказать об этом платке? Какой он? Какой формы? Вы хорошо умеете повязывать платки, дома будете украшать ими мам и бабушек. - Давным - давно казаки ткали платки дома, на самодельных станках (показ), украшали их вышивкой, ленточками. А позднее были созданы заводы и фабрики мастерские для изготовления платков. - Ребята, а какой приближается праздник? - Дети: 8 марта. Воспитатель: давайте, и мы откроем свою мастерскую и попробуем сами изготовить платки к празднику для ваших мам и бабушек. IV Практическая часть. Я приглашаю вас в мастерскую, занимайте рабочие места. - Посмотрите, какие платки получились у меня. - Какой платок нравиться тебе...? Почему? - Каждый из вас придумает свой узор. Он будет единственным и неповторимым. - Посмотрите, что вы видите на своем рабочем месте) Дети: Заготовка для платка. А здесь я поместила элементы украшения. Всё , что здесь лежит можно использовать в своей работе. Что же это? (тесьма, цветная ткань). С помощью чего мы будем наносить узор на платок? (клей, кисточка). Воспитатель: Расскажите, как правильно наносит клей А если получилось не аккуратно, чем .... воспользуешься.... Перед работай проведем самомассаж пальцев рук. Мама, мамочка моя, Вовсе не для похвалы Как же я люблю тебя, Уберу свои игрушки, Буду я бельё стирать, Сам помою руки, ушки, Мыть посуду вытирать, И чтоб радовалась ты, Подметать и мыть полы. Подарю тебе цветы! V Практическая часть - Приступаем к работе ( по ходу помогаю детям). Обращаем внимание: по кайме платка рисунок более густой, а в середине более редкий мелкий. Чаще всего платки украшали розами. Розы очень яркие. Также по платку раскладывали и мелкие цветы: голубые, сиреневые. Цвет фона может быть и зеленым и бордовым, и кремовым, и синим. Вся красота родной природы перенеслась на полотно платка. Также использовали тесьму, из неё выкладывали всевозможные геометрические фигуры, лучики. Не одно поколение работало на фабриках. Не обходилась, да и теперь не обходиться на Руси праздничный женский наряд без красивого, красочного платка. Чем ярче платок - тем состоятельнее человек. Старайтесь, дети, « Уменье и труд все перетрут», « Наши руки не знают скуки». Анализ работы. Ой, какие молодцы. У вас получились платочки, ещё красивее, чем у меня. - Довольны ли вы своей работой? - Какой платочек получился у тебя? - А кому .... ты подаришь свой платок? Ой, ребятушки, мы с вами хорошо потрудились, а теперь можно и отдохнуть. За руки возьмёмся, Встанем в круг, Каждый человек человеку друг. За руки возьмёмся, пусть пойдет По земле огромный хоровод. Хороводная игра «Дуня». Дуня по садочку ходила Свой платочек там уронила, Обошла весь Дуня садочек Ищет голубой свой платочек. Не горюй подруженька Дуня Мы платочек твой отыскали, Под ракитовым, под кусточком, Под зелененьким, под листочком, Вот он, вот он, вот твой платочек Догони меня, дружочек. - А в память о нашей встрече из своей горницы я хочу вам подарить подушечки с ароматными травами донской степи. Приходите еще в мою горницу. Дорогим гостям всегда рада. 7 апреля 2013 в 18:52
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.